На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

PRIMPRESS.RU

339 подписчиков

Свежие комментарии

  • Grandad
    Когда же прикроют этот гадюшник? Неужели те, кто должен следить за содержанием публикаций, не замечают направленности...«Зима будет самой...
  • Виктор Кольцов
    Провокационный заголовок.С 16 ноября у вые...
  • Михаил Е
    Центробанк отключит Россию от интернета, и перекинет всё что можно за рубеж  😆😆😆Россиян могут ост...

Возобновление судоходства по реке Туманной — веление новой эпохи?

В «совместном заявлении РФ и КНР об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами», подписанном президентами обеих стран 16 мая 2024 г., отмечено, что стороны «продолжат конструктивный обмен мнениями по теме плавания китайских судов в нижнем течении реки Туманная».

Вопрос плавания китайских судов по реке Туманган с выходом в море всегда воспринимался у россиян в «штыки», и вдруг, поднятый в 1990-х и закрытый в 2000-х, он вновь появился в российско-китайской повестке. Причем со знаком «+», а не «-». Причем на самом высшем уровне. Что произошло, что изменилось?

Ответ заключается в тексте самого заявления – новая эпоха, стратегическое взаимодействие и всеобъемлющее партнерство. Пришло новое время, отмеченное в заявлениях нашего президента.

Сегодня, по словам Владимира Владимировича Путина, «у нас уровень взаимодействия с Китайской Народной Республикой беспрецедентно высокий». Взаимодействие происходит на всех уровнях: на уровне совместной и мировой безопасности, экономики и ее составляющей – туризма.

«Что меня радует, – заявил президент в марте 2023 г. – Это диверсификация наших отношений. Мы развиваем отношения и в сфере инфраструктуры, и мосты строим, дороги, работаем в высокотехнологичных областях вместе. И будем дальше это делать. Россия и Китай – державы с древними самобытными традициями и колоссальным культурным достоянием. И сейчас важно как можно скорее наращивать гуманитарные и туристические обмены, способствуя тем самым упрочению социальной базы российско-китайского партнерства. Главное – прочная российско-китайская дружба, которая последовательно укрепляется на благо и в интересах наших стран и народов. Российско-китайские отношения вышли на наивысший за всю их историю уровень и продолжают крепнуть, в них нет ведущего и ведомого, нет каких-либо ограничителей или запретных тем. Наш политический диалог стал предельно доверительным, стратегическое взаимодействие – всеобъемлющим и вступающим в новую эпоху».

Наконец-то наступила эпоха использования реки Туманной не только в китайских интересах, но и в интересах российской стороны. Новая эпоха. Эпоха использования реки Туманной в гуманитарных, туристических целях. И это уже давно понято в российском обществе. Сегодня его мэйнстримом является именно совместное взаимовыгодное использование реки Туманной.

Задолго до упомянутого выше заявления во Владивостоке образовалось общественное движение-инициатива «Туманганский Путь», в котором состоят международная холдинговая группа «Туманганский путь», Хуньчуньская строительная компания «Света шелкового пути», члены РГО, историки, общественные деятели, выступающее за грамотное использование реки Туманной в российских целях. А именно – за создание туристического маршрута из города Фанчуань с выходом по реке Туманган в залив Петра Великого. Например, сейчас только за проход по акватории ДВГМЗ в заливе каждое судно должно платить сбор в 56 тыс. руб. Умножьте на 10 судов в день. Сколько денег недополучает наша казна? А такое количество судов гарантирует, например, инвестиционная Хуньчуньская строительная компания «Света шелкового пути». И это еще не все потери от отсутствия использования реки Туманной в наших интересах.

Уплывающие деньги

Сегодня соседний с Хасаном китайский поселок Фанчуань посещают ежедневно 5 тыс. китайских туристов, которые уже сегодня готовы одновременно посетить и Хасан. Для этого достаточно только вновь возродить трехкилометровое судоходство по реке от Фанчуаня до Хасана. Для этого существует вся соответствующая инфраструктура: рабочие пограничные, таможенные и санитарно-карантинные пропускные пункты в пгт Хасан. Необходимо только, как сказал когда-то по поводу введения земель Приморья в хозяйственный оборот депутат верховного совета СССР Владимир Крючков, «принятие политических и экономических мер». Причем последние не замедлят быть приняты без задействования федеральных, краевых и муниципальных средств – за счет частных инвестиций турбизнеса. Уже сегодня поступают предложения инвестировать в организацию туризма по реке Туманной миллиардов рублей от частных инвесторов.

На сегодня в пгт Хасан полностью отсутствуют заведения питания и имеется только три рабочих гостиничных номера. Постоянный поток туристов в течение только одного сезона привлечет бизнес к строительству гостиничных номеров и точек питания, которые будут обслуживать 5 тыс. человек в день и давать рабочие места как жителям Хасана, так и Краскино и Посьета.

Развитие туризма по реке Туманной явится и катализатором развития близлежащего морского побережья, на 20 км песчаного пляжа которого находится всего одна примитивная турбаза с малым количеством номеров. Это привлечет сюда не только китайских, но и российских туристов, которые «оживят» и существующую, но «увядшую» железнодорожную ветку Барановский – Хасан.

Сегодня Совет Федерации разработал законопроект, дающий право регионам вводить курортный (туристский) сбор. Из сложившейся практики в сборе в 100 руб. с человека пгт Хасан в скором времени будет получать 500 тыс. руб. туристического сбора ежедневно, что непременно скажется на повышении благосостояния жителей поселка.

Налаживание туризма по реке Туманной с выходом в море и обратно без высадки на берег и из Китая в Хасан в своем развитии также вовлечет в активную экономическую деятельность жителей Хасанского округа, даст им новые места, будет, как и всякий здравый проект, привлекать инвестиции, которые будут работать на благо жителей Приморья.

Этим он полностью соответствует:

– распоряжению администрации Хасанского муниципального округа Приморского края 2023 г. о принятии муниципальной программы на 2024 г. в части: «Развитие туризма на территории ХМО», «Развитие культуры» и «Содействия развитию малого и среднего предпринимательства»;

– государственной программе Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае на 2020–2027 гг.».

И имеет те же цели и задачи, что и эта государственная программа; «создание условий для эффективного развития сферы туризма Приморского края, обеспечивающее увеличения вклада отрасли в валовой региональный продукт до 5%».

Посмотрите на соседей – хабаровчан. 7 мая началась очередная навигация в Хабаровском крае по реке Амур, по маршруту Хабаровск – Фуюань (КНР). Каждый год этот маршрут задействует 50–100-местные теплоходы, доставляющие в Хабаровск десятки тысяч безвизовых туристов, что дает не только мощный толчок к развитию судоходства по реке, но и всей туристической инфраструктуре Хабаровска. То же самое может приносить и река Туманная Приморскому краю, по ряду причин не задействованная в хозяйственном обороте страны и до сих пор остающаяся, как она позиционируется в старой корейской поэзии, «секретной рекой», хотя в свое время она использовалась довольно интенсивно.

Исторический факт

Протяженность пограничной реки КНР – РФ – КНДР составляет 549 км, из которых 17 км принадлежат РФ. Это самая длинная крупная река всего Японского моря. Река замерзает в ноябре, вскрывается в марте – апреле. Половодье наступает весной, во время таяния снегов в верхнем течении. Уровень реки повышается на 5–7 м. В это время в нижнем течении на 100 км от устья река доступна для легких судов-джонок. С июня по сентябрь приходится 62,16% годового стока.

Река Туманная исстари использовалась как транспортный путь. Во времена государства Бохай (698–926 гг.), например, Туманган был путем сообщения между жителями глубинных районов Китая и крупнейшим бохайским портом Японского моря, известным ныне как Краскинское городище Хасанского района, располагавшимся всего в нескольких десятках км от устья Туманной.

«Живущие вокруг горы Байтоушань (истока Тумангана) долбят стволы деревьев и делают лодки длиной почти в 8 чи (3 м), напоминающие по форме челнок ткацкого станка, поэтому их называют «челночными лодками». На такой лодке устанавливается одно весло, и она предназначена только для ловли рыбы. Когда нужно переправить телеги, то употребляют квадратные лодки или три лодки, соединенные вместе».

Первые русские посетили реку 170 лет назад 9 мая 1854 г. Это были члены команды фрегата «Паллада», совершавшего гидрографические исследования побережья Кореи. Присутствовавший при этом секретарь Иван Гончаров писал: «Река Таманьга; мы остановились миль за 6 от нее. Наши вчера целый день ездили промерять и описывать ее. Говорят, что эта широкая, версты в две с половиной, река с удобным фарватером».

В 1861 г. по приказанию начальника Российской эскадры в Китайском море Ивана Лихачева, корпуса штурманов подпоручик Григорьев с кондуктором Голдобиным 17 мая прибыли на клипере «Наездник» к устью реки Туманной и на 12-весельном баркасе, поднявшись вверх на 15 км, в течение 10 дней провели краткую опись реки.

Григорьев определил, что в реку могут входить суда, сидящие 6 футов (2 м), и подниматься вверх на одну милю, где найдут хорошую якорную стоянку. Здесь выше устья на 15 км исследователи заметили четыре лодки, выходящие из притока: «Мимо нас прошли 4 корейские лодки длиною 30 футов (10 м) и довольно широкие, они вышли из речки, впадающей в Тумень-ула с правой стороны, и направились к городу, на каждой было по 10 человек».

Знакомый с этими и другими материалами, будущий директор Горного департамента России Константин Скальковский, отправленный в 1881 г. для исследования экономического состояния Приморья, так констатировал в своем капитальном труде «Русская торговля в Тихом океане: экономическое исследование русской торговли и мореходства в Приморской области Восточной Сибири»: «В будущем, по всей вероятности, на Тумень разовьется судоходство, теперь же по ней лишь изредка ходят плоскодонные лодки корейцев, впрочем имеющие значительную величину».

И действительно, впоследствии образовалась даже каботажная линия Хуньчунь – Владивосток по реке Туманной и заливу Петра Великого, о чем мы находим свидетельства в ч. 1 Лоции северо-западной части Восточного океана 1901 г., составленной Морским министерством и Главным Адмиралтейством в Санкт-Петербурге: «Судоходной считается река на расстоянии около 100 верст. От устья, на протяжении несколько выше китайского города Хунчуна. По словам корейцев, река выше нашей границы может быть признаваема за вполне судоходную, и, хотя она там не широка, но сужение ее берегов, способствуя развитию значительного течения, препятствует там образованию перекатов. Перевозка товаров по реке между корейскими деревнями и городами производится на особых речных шаландах, сидящих около 1 1/2 фута в воде, которые, однако, значительно больше корейских морских шаланд, плавающих во Владивосток, откуда на этих последних шаландах разный груз, преимущественно бязь, доставляется по Тюмень-Уле до Корейского города Кыген-ну, или Кугенфу, где производится меновая торговля».

К сожалению, дальше этого каботажа дело не пошло, а дальнейшее идеологическое противостояние СССР и КНР и вообще похоронило идею продолжения и развития хозяйственного использования российской части реки Туманной. Тем не менее соседняя страна использует экономический потенциал своей части реки в полной мере.

Плавания нового времени

Сегодня река Туманная является одной из артерий китайской экономики. На китайском побережье реки расположено шесть городов и 24 деревни. До постройки мостов японцами в 1930-х река активно использовалась как место коммерческих перевозок. И даже еще в 1980-х китайские суда активно ходили как по самой реке, так и от берега до берега.

С развитием железнодорожного движения надобность в реке – как транспортной грузовой артерии – отпала, и сегодня река активно используется китайской стороной для туристической деятельности. Например, в городе Тумэнь существуют ежечасные туристические маршруты на моторных лодках вверх по течению Тумангана с обозрением природных достопримечательностей берегов и заходом в корейские воды как «фишкой» маршрута. Стоимость такого путешествия 50 юаней, при стоимости самого популярного турмаршрута у китайцев во Владивостоке, часовом выходе на катере в акваторию пролива Босфор-Восточный – 150 юаней.

Плавание по российской части реки не осуществляется, чему якобы препятствуют малые глубины и низкий просвет моста Дружбы (7 м). Что, впрочем, легко решается использованием плоскодонных туристических судов на воздушной подушке. Слабое течение реки в 1,5–2,5 м в секунду не препятствует возвращению судов обратно.

Последние плавания россиян в устье Туманной осуществлялись на судах Управления научно-исследовательского флота ДВО РАН и Института биологии моря в 1998 г., когда Институт биологии моря ДВО РАН организовал в устье реки 15 рейсов со 150 участниками исследования, посвященного 100-летию появления описания реки в русской прозе Николая Гарина-Михайловского. Хочется напомнить, что в этом году проходит 170-летний юбилей более значимого события – открытия реки Туманной россиянами на фрегате «Паллада» в 1854 г. И он не проходит бесследно. Общественная инициатива «Туманганский путь» организует экспедицию учебного парусного судна ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз» «Паллада» в Посьет 28 мая. Вечером того же дня жители поселка Посьет будут встречать «Палладу» праздничным салютом.

Таким образом, есть исторические доказательства и прецеденты использования реки Туманной как транспортной артерии с выходом в море, и нет никаких природных препятствий плавания маломерных туристических судов в нижнем течении реки. Нет и никаких политических.

Река для людей

Десятилетия после подписания соглашения 1991 г. обсуждался вопрос возобновления судоходства по реке, причем в значительных масштабах – со строительством международного порта для транспортировки контейнеров. Стороны все же пришли к мнению, что такое строительство нецелесообразно и вредно для окружающей экологии. Особенно для расположенных здесь природных резерватов – национального парка «Земля леопарда» и природного парка «Хасанский».

Открытие Туманной для хозяйственного использования в качестве туристической артерии ни в коей мере не изменяет экологию района, а даже способствует укреплению постоянно подмываемых берегов и границ этих резерватов сооружением причалов. И навсегда «хоронит» непопулярную идею открытия реки для грузовых контейнерных потоков. Ставя во главу угла историческую и природную познавательность и экологию берегов реки и прилегающей морской акватории. Причем осуществление туристической линии КНР – Туманная – залив Петра Великого не требует выхода на берег. Хотя сам берег требует его развития, чему эта самая линия будет, кстати, способствовать в полной мере.

На сегодня берега реки и морское побережье устья реки, несмотря на их явную привлекательность для туристского инвестирования, вместе с пгт Хасан являются депрессивным районом. Отток населения поразительный – по сведениям Федеральной службы государственной статистики с 1187 человек в 1987 г. до 469 в 2023-м. Кроме того, отсутствуют новые рабочие места, в огромной школе обучаются всего 50 детей, закрыт и разрушается бывший детский дом в центре поселка, аварийно закрыт клуб.

Тем не менее в разговоре с главой Хасанского района он отметил, что Хасан может спасти «только туризм». Для чего в поселке есть вся необходимая аттрактивная инфраструктура: природные и исторические памятники Хасанских событий 1938 г. и времени освобождения Китая в 1945 г., шикарные многокилометровые песчаные пляжи. Нет только туристов. Которые есть.

Ограничения сняты

16 мая 1991 г. было подписано соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее восточной части. Ратифицированная 13 февраля 1992 г. верховным советом РСФСР статья 9 данного соглашения гласит: «Советская сторона в том, что ее касается, согласна, что китайские суда могут осуществлять плавание по р. Туманной (Тумэньцзян) ниже 33 пограничной точки… с выходом в море и обратно».

Когда-то корейцы дали Тумангану поэтическое название «тайной реки». Пора переводить ее из этой категории в категорию реки «явной» – известной и полезной. Как гласит старинная китайская мудрость: «Мудрецы не могут сами вызывать время, но, когда оно наступает, они не упускают его». Такое время наступило: новое время новой эпохи.

Пора повторить, как его отмечали, «совершенный скромный подвиг фрегата «Паллады» начертать берега». Начертать их вновь. Совершить свой «скромный подвиг». За который жители Хасана и их потомки будут благодарны нам всю свою будущую процветающую жизнь.

Пора открыть реку Туманную для нашего с вами ее использования. И это открытие – началось. Деятельностью общественного объединения-инициативы «Туманганский путь». Деятельностью, во исполнение совместного заявлении РФ и КНР об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами» от 16 мая 2024 г.

«Туманганский путь» уже предпринимает действия по выполнению положений вышеуказанного совместного заявления. В частности, 24 мая совместно с ДВО РАН, Приморским отделением РГО – Обществом изучения Амурского края, для первого в обеих странах конструктивного обмена мнениями по теме плавания китайских судов в нижнем течении реки Туманной проводит научно-практическую конференцию: «Развитие гуманитарного и туристического сотрудничества в российско-китайском-северокорейском трехграничье». В конференции также примут участие лидеры общественного мнения, как из России, так и из КНР и КНДР; специалисты Хуньчуньской строительной компании «Света шелкового пути», Международной холдинговой компании «Туманганский путь». К тому же «Туманганский путь» организует первое с «доисторических времен» плавание-экспедицию из залива Петра Великого по Тумангану вверх по течению в китайский город Фанчуань в ознаменование и в преддверии 80-летия Великой Победы. Ведь развитие туризма в нижнем течение реки Туманной – это еще и возрождение исторической памяти, повышение интереса к героическим событиям 1938–1945 гг. по обе стороны границы. Наглядное патриотическое воспитание в действии.

Таким образом, возобновление судоходства по Туманной с упором на его туристскую составляющую – это веление новой эпохи, чаяния нашего общества и посылы, определенные нам в послании президента как дальнейшее укрепление взаимной дружбы двух стран без каких-либо ограничений.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх