На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

PRIMPRESS.RU

354 подписчика

Свежие комментарии

  • Галина Друзина
    Всё это ложь и провокация.Пенсионеров, у ко...
  • Валерий
    "Интересные" у нас льготы. Общеизвестным является то, что РЖД одна из богатейших в России систем. Однако ......«От 60 лет и стар...
  • Eduard
    Мы Укратну за месенжеры не отдадим!«Прекращение рабо...

Гомер на пляже. Полгода в театре кукол идет спектакль «Одиссея»

Спектакль «Одиссея» идет в Приморском краевом театре кукол уже на протяжении полугода. Это одна из немногих постановок для взрослых: возрастная категория 16+. И, правда, поднимаемые в нем вопросы и темы далеко не детские. Читатель PRIMPRESS побывал на спектакле и поделился своими размышлениями в рецензии.

Читайте далее.

Спектакль «Одиссея» поставлен режиссером из Минска Натальей Слащёвой. Гомеровские трагедии о войне греков и троянцев, о странствии хитроумного царя Итаки и его верной жене Пенелопе переосмыслены на разговорном языке нынешнего века. Режиссер приблизила мифологию к реальности, заземлила, соединяя сюжетный контекст с настоящим временем. «Увидимся на пляже!» – важная концепция спектакля обозначена на афише. Море и камни как вечный свидетель истории и пляж как фактор присутствия человека сегодняшнего.

На сцене вполне пляжная обстановка с волейбольной сеткой – символ легкого, незначительного барьера для команд противников. Смелое обращение режиссера с эпическим размером сюжета гомеровских поэм сразу предъявляет зрителю исходное событие: Пенелопа звала в гости к маме, но выбор пал на Трою. «Ставь чайник, Пенелопа!» – успел крикнуть Одиссей супруге, намекая на скорую встречу, которая состоится очень нескоро. Жестикуляцией рук троянцы показывают, как ничтожны прибывшие завоеватели. По сцене все время переносят пластиковые бутылки с водой. И Трою завоевывают с помощью полиэтиленового коня. Все это довольно просто и легко укладывается в аллегорию актуального военного конфликта, так создатели спектакля весьма талантливо используют все доступные выразительные средства сцены для своего высказывания.

Наталья Слащёва, по её же собственному признанию, соединила «Илиаду» и «Одиссею», добавив в повествование те смыслы, которые, как она считает, сегодня актуальны.

«А иначе мне неинтересно, — говорит Наталья. — Я рассказываю о том, что мне близко и понятно. Меня, как Кассандру, волнует, почему в мире так много боли, и как можно это остановить. Вот именно об этом мы говорим с артистами во время спектакля — простыми словами, в которые иногда вплетается великий слог Гомера. Когда мы с художником спектакля Виктором Клочковым думали о декорациях, — говорит Наталья Слащёва, — мне показалось, что пляж, море — это место, где встречаются вечность и сегодняшний день, как веками обкатываемые морем камни и пластиковые бутылки».

Режиссер предлагает задуматься о том, что такое истинные ценности, как важна семья, как много зависит от человека в современном мире. Фокус режиссерского внимания смещен с фигуры бравого Одиссея на Пенелопу, на женские переживания войны. История получается женской: о боли, тоске, одиночестве, о разорванных семьях и о детях, лишенных отцов. На отсутствие Одиссея и даже на его боевые подвиги зритель смотрит глазами Пенелопы, неподвижно стоящей на камне и вглядывающейся в морскую даль.

Режиссерская дерзость — почти пятиминутная сцена, в которой ничего не происходит, — становится физически ощутимым эквивалентом двадцатилетнему ожиданию Пенелопы. Зритель недоумевает, злится, раздражается, хочет, чтоб время шло быстрее, но вода все никак не закипает. Это позволяет зрителю перенести на себя трагедию Пенелопы и ее тягостный опыт ожидания воина с войны. Простое бытовое действие становится метафорой извечного женского ожидания мужей и сыновей, пропадающих где-то там, в боях с Циклопом или объятиях Калипсо. Это и приключенческая сага о странствиях Одиссея, и мелодраматическая история о любви и расставании, и эпос о жизни человека в любом году любой эпохи под угрозой большой Троянской войны, разделяющей семьи на годы.

Режиссер соединяет хрестоматийные гомеровские поэмы для создания единого смысла. Так, в поэме «Одиссея» рассказывается о десятилетних странствиях главного героя, его бесчисленных подвигах, смелых поступках и, наконец, удачном возвращении домой, на первом месте в произведении стоит сказочно-приключенческая проблематика: произвол богов, гордыня Одиссея, кризис власти в Итаке и так далее. Сюжет «Иллиады» отображает борьбу не только смертных, но и богов, которые, разделившись на два лагеря, поддерживают троянцев и греков. Поэтому поэмы Гомера — это отличный источник режиссерского вдохновения для актуализации проблематики и расставления авторских акцентов в сценическом решении.

Несомненно, произведение Гомера затрагивают важные морально-этические, нравственные ценности человеческой жизни: коварство и предательство, дружбу, чувство справедливости, всепоглощающую ненависть, воинская доблесть и честь, любовь, уважение, верность традициям и так далее. Однако вольная инсценировка, написанная режиссером, не только упрощает язык, но и вплетает в текст ключевые декларации: «Восемь лет длится эта война», «Восемь лет я не был дома» — все это так или иначе не оставляет сомнения у сегодняшнего зрителя о предмете художественного представления на сцене. В целом спектакль носит характер обвинительного антивоенного высказывания, умело и талантливо зашитого в современную и легкую театральную форму. А принадлежность спектакля к репертуару театра кукол делает его защищенным и неуязвимым при всей его смелости высказывания.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх