Педагог с 12-летним опытом работы в Китае и основатель круглогодичного хобби-клуба «Городские каникулы» рассказала PRIMPRESS, как гаджеты убивают детскую креативность, почему китайцы лечат интернет-зависимость в больницах и как вернуть ребёнка в реальный мир.
Инна работала в международных школах Шанхая и Уханя
Согласно научным исследованиям, современные дети проводят в гаджетах до 6–8 часов в день, а 30% школьников демонстрируют признаки «цифрового слабоумия».
Пришедший к нам из Южной Кореи термин подразумевает ухудшение когнитивных навыков из-за чрезмерного использования телефонов и планшетов.PRIMPRESS встретился с Инной Старинчик — педагогом, психологом и основателем детского хобби-клуба «Городские каникулы». Инна 12 лет жила в Китае, работала в международных школах Шанхая и Уханя, а теперь организует досуг для российских детей, помогая справляться им с цифровой зависимостью. В интервью она рассказала, почему гаджеты делают детей пассивными, как китайцы воспитывают дисциплину и что делать родителям, чтобы вернуть ребёнка в реальный мир.
— Инна, вы работали в Китае, где зависимость от гаджетов признана национальной проблемой. Насколько ситуация там отличается от российской?
— В Китае это действительно бедствие. Ещё в 2008 году страна признала интернет-зависимость клиническим расстройством и начала открывать специализированные клиники. В 2013 году в Китае даже приняли «Закон о защите несовершеннолетних от интернет-зависимости». Тогда в стране появились не только клиники, но и специальные лагеря «перевоспитания» с физическими нагрузками и дисциплиной.
В Китае есть специальные лагеря «перевоспитания» интернет-зависимых.
По данным исследований, почти четверть китайских подростков проводят в Сети больше 6 часов в день. У нас пока цифры скромнее, но тенденция та же: каждый третий школьник уже имеет симптомы «цифрового слабоумия». Это когда из-за постоянного скроллинга у детей ухудшается память, им становится сложно концентрироваться и творчески мыслить. Этот термин пришёл к нам из Южной Кореи, но пока о нём мало кто говорит. Видимо, не очень уж приятная у него формулировка.
В наш хобби-клуб «Городские каникулы» каждый сезон приходят дети, которые буквально живут в телефоне. Они прячутся под лестницей, уходят в туалет, а если забираешь гаджет — могут закатить истерику. Однажды девятилетний мальчик сказал мне: «Если заберёте у меня телефон – я больше сюда не вернусь». Это уже тревожный звонок!
— Как вы «вытаскиваете» таких детей?
— Главный лайфхак — коллективный интерес. Если ребёнок видит, что другие дети мастерят, играют в «настолки» или ставят эксперименты – он сам откладывает телефон. У нас правило простое: «Гаджеты отдыхают в рюкзаке до вечера». Сначала дети возмущаются, но через пару дней включаются в активность.
Ещё один метод — давать детям возможность исследовать мир руками. Например, мы как-то делали «эмангасиков» (фигурки героев из мультфильма «Among Us», - примечание редакции). Но мы их не просто смастерили, а отправили в реальную жизнь. Было такое задание: каждый раскрасил «эмангасика», наделил его каким-то своим хорошим качеством и приклеил на космический корабль. Корабль общий - мы все разные, а потому интересные и классные!
Космический корабль с «эмангасиками»
— А как бороться с зависимостью в семье?
— Начните с себя. Дети копируют наше поведение. Если родитель за завтраком листает ленту, ребёнок решит, что это норма. В нашей семье есть правило: «Ужин — время для разговоров, телефоны ждут в другой комнате». Ещё мы любим слушать аудиокниги в машине вместо TikTok.
Другой способ – научить ребёнка извлекать из телефона пользу. Например, у нас в «Городских каникулах» есть игровой тренинг «How to…» («Как…» - примечание редакции). Ребята учатся работать с поисковыми системами и проверять полученную информацию. Казалось бы, обыденное действие, из которого педагог делает целый интернет-квест.
Родители могут проводить такие тренинги самостоятельно. Надо лишь немного разобраться с методикой.
— А у ваших детей всё-таки есть проблемы с гаджетами?
— С каждым по-разному. Первому ребёнку я сказала: «Час в день — и хватит!». И этого было достаточно. Со вторым всё было немного сложнее. Но благодаря ему я поняла, что важно не запрещать, а предлагать альтернативу. Например, мы открыли для себя Вивальди. Дети спорили, какую музыку включить в машине, и я сказала: «Тогда будет мой выбор!». Поставила «Шторм» — и они влюбились. Теперь мы все вместе ходим на классические концерты.
— Чему России стоит поучиться у Китая в борьбе с гаджетами?
— Дисциплине. В китайских школах дети заняты с 7:30 утра и до позднего вечера: уроки, кружки, спорт. У них просто нет времени на бесцельный скроллинг. Но есть и обратная сторона: жёсткая система подавляет креативность. Многие дети «сбегают» в виртуальный мир от стресса. Поэтому жёсткая дисциплина – это тоже не выход.
— Что бы вы посоветовали родителям, чтобы «вытянуть» детей из телефонов?
— Во-первых, создавайте «зоны без гаджетов»: за столом, в машине или на прогулке. Локации выбирайте сами. Во-вторых, будьте примером. Если вы читаете книгу, то и ребёнок потянется за ней. Если вы идёте на прогулку в лес, то и ваше чадо рано или поздно пойдёт с вами. В-третьих, ищите кружки и лагеря с живым общением. Скажу честно, очень часто педагоги сидят в телефоне и позволяют то же самое делать и детям. В «Городских каникулах» мы придумываем очень нестандартные активности. Например, есть программа, где главный герой – Гусь-обнимусь. Дети от неё просто в восторге и потом до самого вечера даже не вспоминают про телефон.
Инна во время игровой программы, где главный герой Гусь-обнимусь.
— Последний вопрос: есть ли у вас надежда, что дети смогут жить без гаджетов?
— Гаджеты — часть современного мира, и запрещать их бессмысленно. Но можно научить детей использовать их разумно. Как сказал один мой воспитанник после проведённой у нас смены: «Найти клад в парке намного круче, чем искать его в телефоне!».
Свежие комментарии