На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

PRIMPRESS.RU

410 подписчиков

Свежие комментарии

  • Meerflieger
    А потом этот "доктор" пропишет охренительно дорогое лекарство и предложит взять кредит на его покупку... В Сбере, кон...Медицинский ассис...
  • Серж Брукс
    Если эти марки не соответствуют стандартам,-так запретите их выпуск.Или пусть кто не знает этой информации -пусть дох...Будет плохо: Роск...
  • Алина Розанова
    Получить 8398000 из 10 000000 это тоже очень даже хорошо! Эти деньги и так наголову свалились как манна небесная. Я б...Приморец сорвал д...

В поисках аналогового мира: виниловый бум не связан с музыкой

В цифровую эпоху, когда вся мировая музыкальная библиотека помещается в одном приложении на смартфоне, российский рынок вслед за мировым уже который год показывает нечто «удивительное» - тренд на рост продаж аналоговых носителей, прежде всего, виниловых пластинок. Парадокс в том, что создали «аналоговый бум» люди, выросшие в цифровом мире – поколение Z, так называемые зумеры.

Тенденция в цифрах

Средняя цена за новую пластинку в России в 2025 г. - около 2000 руб. Однако качественные и редкие пластинки, как новые, так и подержанные, но ценные для меломанов и аудиофилов, стоят в разы и на порядки дороже.

В магазине Digital Hall во Владивостоке сообщили, что сегодня «массовый» спрос сосредоточен на пластинках в ценовом диапазоне от 3500 до 7500 рублей (средний чек за новую пластинку в данном магазине составляет 4500 руб.). Низ рынка — малотиражные релизы вроде пластинки Aenaon «Cendres Et Sang», которую можно купить за 850 рублей. Верх — записанные с высоким качеством либо ремастированные старые альбомы производства Японии и других стран, которые могут стоить 15-30 0000 за пластинку и более. Недавно продан лимитированный подарочный сет-бокс из альбомов Оззи Осборна за 170 000 руб.

Простейшая «вертушка» (проигрыватель), которая только портит пластинки, царапая их некачественной иголкой) стоит сейчас 25 000 руб. Аудиосистема high-end уровня (это в которой одна только игла звукоснимателя для проигрывателя может стоить $5000-20 000 и более), обходится богатым ценителям качественного звука в сотни тысяч долларов, в некоторых случаях перешагивая порог в $1 млн. Но речь в данном материале не об аудиотехнике, а о пластинках.

Точнее – о зумерах, которые не имеют миллионов (даже и рублей).

По словам Владимира Макаренко, эксперта магазина Digital Hall, виниловому буму в России способствовала пандемия и начавшаяся сразу после нее СВО, когда в страну из-за рубежа хлынули пластинки, не поступавшие по официальным каналам 7-10 лет.

«Когда открыли «параллельный импорт», многие компании начали ввозить редкие экземпляры. У нас даже больший прирост не только по продажам, но и в ассортименте», — сказал он. Продажи стабильно растут на 10-15% в год.

Однако интересно другое: культура потребления винила молодежью сегодня не имеет ничего общего с «аналоговым прошлым».

Как зумеры относятся к винилу

Вот историю реальной девушки по имени Ирина, которая имеет пластинки, но так и не купила проигрыватель.

«Мне всегда нравилась эстетика аналоговых носителей, в том числе и пластинок, - рассказала Ирина. - Они стильные, аутентичные, они есть далеко не у каждого. Свою пока небольшую, но всё же – коллекцию, я начала собирать, когда у моего любимого исполнителя вышел новый альбом, как раз в преддверии моего дня рождения. И он продавался на виниле в качестве мерча. Друзья подарили мне пластинку на день рождения. Даже не распаковывая я поставила ее на полку, чтобы украсить квартиру. Со второй пластинкой была подобная история: вышел альбом на виниле, я заказала его через друзей, которые живут в США. Альбом пришёл через пару месяцев. Его ожидало место рядом с первой пластинкой.

Некоторые мои друзья, например, покупают старые советские пластинки, раскрашивают их и вешают дома на стенку, как предмет декора наравне с картинами или фото.

Я всё-таки планирую когда-нибудь начать слушать мой винил. Но не покупать же вертушку ради двух пластинок?

Для меня пластинка – это что-то осязаемое. Ты можешь своими руками прикоснуться к музыке, к творчеству. Послушать рэп в наушниках может каждый, но это совсем не то».

Психология ретромании: что движет покупателями?

Возрождение и рост интереса к винилу – всего лишь символ масштабного (или масштабируемого) явления «ретромании», которое охватило поколение Z. Психологи видят в этом не слепое копирование прошлого, а здоровую реакцию психики на условия цифрового мира.

Елена Гаранина, психолог, кандидат социологических наук (ДВФУ):

«Тяга к ретро у зумеров связана с жаждой восприятия искусства “высшего порядка”, открывающего мир безграничных возможностей. Формируется ощущение причастности неповторимому, “штучному”, настоящему. Предметы из прошлого “принадлежали раньше всем”, а сейчас “только мне”, таким образом “зумеры” удовлетворяют потребность в своей уникальности. Обладание “эксклюзивностью” компенсирует обезличивание цифрового мира».

По словам Гараниной, аналоговый мир с его четкими границами создает иллюзию стабильности, которую ищут зумеры.

«Зумеры ищут психологические способы “закрепиться” в реальном мире, не утратив при этом, а подчеркнув свою уникальность, и такими “крючками” для них становятся ретро-предметы».

Татьяна Комысова, психолог (Москва):

«Поколение Z — это первое поколение, которое не знает мира без интернета. Их психика сформировалась в условиях информационной перегрузки, цифрового эфемера и требований к перфекционизму. Цифровая среда часто стерильна и однородна, она словно лишена человеческого фактора. И как раз поколение Z ценит аналоговые носители за те самые “звуки жизни” (потрескивания, небольшие шипения). С точки зрения психологии, это свидетельство подлинности и жизни. Это как морщины на лице мудрого человека — они придают характер, рассказывают историю. Это протест против глянцевой, отполированной до блеска цифровой реальности».

Комысова также вводит важное понятие — ностальгия по “непережитому”.

«Прошлое, которое они видят в фильмах и сериалах, кажется им более понятным, простым и настоящим. В этом прошлом нет того экзистенциального стресса, который порождает неопределенность современного мира. Погружаясь в ретро-артефакты, они подсознательно ищут этот утраченный, по их мнению, порядок и простоту».

Тягу к аналоговому миру можно представить в виде простого механизма компенсации.

Тактильность компенсирует цифровую эфемерность.

Ритуал (достать пластинку, опустить иглу) - клиповое сознание.

Чувство общности - гипериндивидуализм и одиночество в сети.

Ностальгия по «непережитому» дает ощущение нового опыта.

Смысл утрачен

С психологической стороны изначальный смысл винила для большинства утрачен. Как и с практической. Как носитель музыкальной информации в высоком качестве пластинка не конкурент стримингу уровня уже Apple Music, в плане удобства пользования – то же самое. Теперь для молодых людей это статус и элемент эстетики. Вещь, подчеркивающая элитарность ее обладателя.

Владимир Макаренко, эксперт магазина Digital Hall во Владивостоке:

«Вы будете смеяться, но многие молодые люди, купив простенький проигрыватель и пластинки, подключают это всё на одну колонку JBL или Marshall. Им все равно, что запись вообще-то СТЕРЕО и требуется левый и правый канал, то есть ДВЕ колонки».

Данные из Великобритании довершают картину: согласно исследованию, более 60% покупателей виниловых пластинок ни разу их не слушали. Пластинка превратилась в арт-объект, материализованный символ хорошего вкуса и причастности к «аналоговой эстетике».

В итоге

Мода движется «по спирали». Скоро интерес к винилу угаснет, может быть, «ретроманы» будут покупать кассетники или даже бобинники? Список артефактов обширен: видеомагнитофоны, сотовые телефоны образца 20-летней давности и т.д.

Все это - материальное воплощение ностальгии по времени, которое молодёжь не застала, но которое кажется ей более настоящим, чем её собственное.

Пластинка малоизвестной английской джаз-рок-группы «BEN», выпущенная в 1971 г., продается сегодня за миллион рублей. Пиратский компакт-диск можно купить за 400 руб.

Оригинальный британский винил (дебютный сольный альбом басиста Pink Floyd Роджера Уотерса) 1984 г. в хорошем состоянии куплен в 2024 г. за 100 тыс. руб. Сегодня, по словам владельца, он может продать его в два раза дороже.

 

Ссылка на первоисточник
наверх