Алексей ТИМОШЕНКО, заместитель председателя первичной профсоюзной организации «Приморские электрические сети», рассказал «Конкуренту» о ситуации в энергоотрасли Приморья:
Число аварий на ЛЭП и подстанциях растет одновременно с возмущением населения, которое во всех бедах винит сотрудников теплоэлектроцентралей.
Все чаще звучат слова: «энергодифицит», «кризис», «недофинансирование». Подтверждаю: отрасль действительно находится в тяжелом состоянии, и если не предпринять срочные меры, то уже совсем скоро нас ждут «темные времена» как в прямом, так и в переносном смысле.Для начала разберемся в самом понятии, что такое электроэнергетика? Это важная системообразующая отрасль, без нормального функционирования которой невозможна нормальная жизнь всех без исключения современных людей. Президент России Владимир Путин в рамках ВЭФ в 2023 году сказал: «Развитие дальневосточных регионов – это наш абсолютный приоритет на весь XXI век». При этом все мы хорошо понимаем, что развитие ЛЮБОГО региона неразрывно связано с развитием энергетики, и Приморский край хорошее тому подтверждение.
Я надеюсь, что и руководство нашей страны (разных уровней), и руководство энергокомпаний не только понимают задачи, поставленные перед электроэнергетикой, но и возьмут курс на их решение. Необходим комплексный подход, потому что проблемы имеют накопительный характер и в настоящее время решать их нужно по многим направлениям.
Расскажу о ключевых причинах складывающейся тяжелой ситуации в энергетике Приморья.
Более 30 лет мы использовали оборудование, созданное во времена СССР, при этом его обслуживание производилось не в полном объеме согласно существующим нормам и регламентам. В это время модернизация оборудования была крайне ограниченной и несистемной. Как сказал новый министр энергетики Сергей Цивилев, «резервы созданной в СССР энергетики исчерпаны», электрическим сетям, генерации требуются модернизация и инвестиции в оборудование. Но что еще важнее – вкладываться нужно в персонал.
Что мы имеем на сегодняшний день?
Самая мощная тепловая электростанция Приморского края и Дальнего Востока – Приморская ГРЭС – находится в поселке Лучегорск и работает на угле. Она вырабатывает около половины электроэнергии, потребляемой в крае и входит ООО «СГК», а принадлежит АО «СУЭК». Управление энергосистемой у нас осуществляется централизованно через системного оператора. На станции, по информации сайта Главгосэкспертизы, наблюдается высокий процент аварийности, но в ближайшие годы планируется серьезная реконструкция, призванная решить проблемы и увеличить вырабатываемую мощность.
Остальными четырьмя крупными тепловыми электростанциями Приморья владеет компания АО «ДГК», входит в группу «РусГидро», 62% акций которой принадлежат государству.
На втором месте по объемам выработки электроэнергии в крае – Владивостокская ТЭЦ-2, на которой я работал в свое время. Ранее станция сжигала уголь, но с 2010 года начался ее перевод на газ, процесс занял 12 лет. Сейчас станция в процессе реконструкции, новый первый энергоблок должны были ввести в эксплуатацию с 1 января этого года, но запустили на выработку в сеть только весной. По имеющейся информации, работает блок со сбоями, посмотрим, как пройдет эту зиму. Идет реконструкция второго энергоблока. По мере ввода новых блоков мощность станции будет увеличиваться, но до сих пор существует недопонимание, за чей счет будет сделана модернизация, стоимость которой за 5 лет выросла почти в три раза и уже превысила 66 млрд рублей.
Дальше – Артемовская ТЭЦ. Работает на угле. Она самая «возрастная» из крупных электростанций нашего края. В 1936 году была введена в эксплуатацию, когда-то работала еще на японских генераторах, снятых с кораблей. Через два года будет девяностолетний юбилей станции, после которого ее, вероятно, и закроют, так как на смену ей строится газифицированная Артемовская ТЭЦ-2. По мощности она на 10% превзойдет предшественницу. Но следующие два года предстоит проработать на старых мощностях, и с этим могут возникнуть проблемы, учитывая состояние оборудования. В июне этого года на станции был сильно поврежден один из турбогенераторов, есть сомнения, что его успеют восстановить к зимнему максимуму нагрузок, а ведь в нашей энергосистеме каждый мегаватт на счету.
Важную роль в генерации играет и Партизанская ГРЭС, сейчас ее также реконструируют.
Есть еще ТЭЦ «Восточная», на Снеговой работает. Раньше это была просто котельная, которая грела воду и доставляла тепло в дома жителей Владивостока. Но шесть лет назад после реконструкции она стала полноценной электростанцией. На станции установлены три газотурбинные установки производства фирмы General Electric, специализированное техническое обслуживание которых теперь крайне затруднено после введения санкций, и это уже вызывает серьезные проблемы.
Кроме того, на острове Русском расположены три мини-ТЭЦ, и они, насколько я знаю, тоже проблемные.
Таким образом, можно говорить о том, что реконструкция и увеличение генерируемых мощностей действительно производятся, но это происходит не без трудностей, так как данные работы крайне сложны, а хороших проектировщиков и подрядчиков-исполнителей найти очень тяжело.
Теперь поговорим о наших электрических сетях, в которых я тружусь более 11 лет. На их примере можно наглядно увидеть причины возникающих проблем.
С 2021 года в нашем крае действует программа модернизации и реконструкции электросетевого комплекса Приморского края (МиРЭК), рассчитанная до 2025 года. Проводится данная программа в Приморском филиале АО «ДРСК». Данная программа включает в себя реконструкцию линий электропередачи и подстанций разного уровня напряжения, а также приобретение специальной техники для обслуживания энергокомплекса и ликвидации технологических нарушений. Особое внимание в программе МиРЭК уделено обновлению распределительных сетей 0,4–10 кВ. Все мероприятия, перечень которых согласован с правительством Приморского края, выполняются в рамках инвестиционной и ремонтной программ АО «ДРСК». Общий объем выделенных на реализацию МиРЭК средств составит 15,3 млрд рублей, и этих денег должно хватить на устранение по крайней мере ключевых проблем. Однако 10,5 млрд рублей из общих объемов, то есть большая часть, получено за счет внутригруппового беспроцентного займа ПАО «РусГидро», а остальную сумму планируется профинансировать за счет тарифных источников.
Отмечу, что за три года реализации программы в крае действительно проведена масштабная работа, она, безусловно, внесла положительный вклад в обеспечение надежности наших электрических сетей. Аварийность в южных сетях фактически не росла три года. Но минус в том, что по МиРЭК практически не предусмотрены мероприятия на высоковольтных подстанциях 35-110 кВ, где проблемы не решаются и продолжают накапливаться.
МиРЭК, как программы по реконструкции электростанций, необходимы, но, к сожалению, этих мер недостаточно. Новое оборудование часто доставляет довольно много проблем подразделениям, занимающимся их эксплуатацией.
Текущая история с оборудованием – это очень важная, но далеко не единственная проблема отрасли. Дело в том, что, даже если вся энергосистема края будет модернизирована, остается открытым вопрос: кто все это будет обслуживать? И вот вам главный вопрос – дефицит кадров. Возникает он из-за того, что условия как самого труда, так и его оплаты трудно назвать приемлемыми. Ежегодный отток кадров – тому подтверждение. Отрасль теряет квалифицированных работников, а нагрузка на действующих возрастает многократно.
Что происходит по факту?
Нехватка кадров вызвана в первую очередь недостаточным уровнем заработной платы при высокой трудовой нагрузке.
Так, в такси можно зарабатывать больше, чем водителем 6-го разряда и по свободному графику. Менеджер выдачи «Озон» или «Вайлдберис» может получать больше, чем электромонтер 4-го разряда по обслуживанию подстанции. Разносчик пиццы может получать больше, чем электромонтер 5-го разряда в оперативной бригаде. Притом что условия труда, требуемая квалификация, сложность и ответственность работы отличаются очень существенно.
То есть в Приморье серьезных кадровых конкурентов у электросетевых компаний более чем достаточно. В их числе и крупные предприятия, такие как завод «Прогресс» в Арсеньеве (где стажер получает 80 тысяч, рабочий 90-120 тысяч), «Звезда» в Большом Камне (зарплата водителя 60-80 тысяч, электрик смены судовой получает от 67 тысяч ), нефтеналивные, угольные терминалы в Находке с зарплатами рабочим от 75-80 тысяч рублей, во Владивостоке так вообще найти хорошо оплачиваемую работу специалисту не проблема.
В то же время зарплата электромонтера по обслуживанию ПС 3-го разряда с выслугой лет более 10 лет – около 40 тысяч рублей. Дефицит кадров обостряется. Так, число вакансий в Южных электрических сетях, которые являются самым крупным структурным подразделением Приморских сетей, выросло более чем в три раза за последние 8 лет.
За 9 лет фактическая численность работников ЮЭС сократилась более чем на 120 человек (15%). Коэффициент выбытия (число уволившихся к среднесписочной численности) в 2023 году составил почти 20%. Такой же высокий коэффициент выбытия наблюдается и на Артемовской ТЭЦ, и на Владивостокской ТЭЦ-2.
В Артемовском районе электрических сетей скоро может остаться меньше половины работников от штатной численности на начало года. Фактически не осталось работников в линейных и ремонтных бригадах. Многие ушли работать в морской порт «Суходол».
Стоит отметить, что при неконкурентной зарплате специалисты и рабочие нашей компании вынуждены напряженно трудиться в любую непогоду, чтобы в срок выполнить регламентные работы, а также максимально быстро устранять аварии для скорейшего восстановления электроснабжения, не допуская длительных отключений электроснабжения. При этом довольно большая часть устранения аварий происходит за пределами рабочего времени – в ночное время, в выходные и праздничные дни.
Абсолютно точно можно сказать что работа энергетика является трудной и ответственной. Отлаженная система профессиональной подготовки в нашей компании, строгое соблюдение норм и правил охраны труда при подготовке рабочих мест и безопасного производства работ, частое прохождение обучения на получение разрешений по выполнению большого спектра работ делают наши кадры незаменимыми и привлекательными для других предприятий различных отраслей экономики.
Планы текущих работ сохраняются и порой даже увеличиваются, а количество персонала в бригадах, службах, отделах сократилось в отдельных случаях более чем наполовину. Тем самым нагрузка на оставшийся персонал значительно возрастает, что приводит к постоянной спешке, чтобы успеть хоть что-то выполнить. Ключевое слово «хоть что-то», так как выполнить поставленные перед сотрудниками задачи в полном объеме физически уже невозможно. При этом все больше времени у персонала начинает занимать устранение аварий.
Неконкурентная заработная плата энергетиков вызвала серьезную текучку кадров и является крайне губительной, особенно болезненно сказывается «вымывание» опытных, квалифицированных кадров, ведь именно они обладают наибольшей производительностью труда в нашей сфере. Это является огромной проблемой, ведь на смену увольняющимся опытным, квалифицированным кадрам приходят плохо мотивированные и слабо обучаемые люди, зачастую не имеющие опыт работы в энергетике и даже профильного образования.
Для обучения и тренировок новых энергетиков перед началом их самостоятельной работы требуются годы обучения и практики, а также много времени и труда существующего персонала сетей, которого и так не хватает, для передачи опыта новичкам. Кроме того, требуются денежные ресурсы для их обучения в учебных комбинатах для получения необходимых разрешений по работе на высоте, с подъемными механизмами, со сложным оборудованием, в том числе микропроцессорными устройствами и прочее.
Таким образом, можно определенно сказать, что даже когда численно район, служба или группа близки к полному укомплектованию, то часто качественная составляющая персонала оказывается очень низкой.
Теперь для понимания причин роста аварийности в энергетике возьмем пример с автомобилем: если вы своевременно выполняете техническое обслуживание (ТО) машины (меняете масла, свечи, ремень ГРМ, обслуживаете ходовую часть и выполняете прочие регламентные работы вовремя), то такая машина прослужит вам долгие годы, не доставляя проблем. Если же вы выполняете ТО в 2-3 раза реже и не в полном объеме, то аварийность такой машины возрастает. Ровно та же ситуация и с энергосистемой.
Из-за этой нехватки кадров идет невыполнение работ в полном объеме в рамках текущей эксплуатации сетей (регламентированные обязательные работы в энергетике), в свою очередь, недостаточная эксплуатация оборудования приводит к ускоренному износу основных фондов, то есть к неудовлетворительному состоянию оборудования. Как следствие – возрастает аварийность на энергообъектах.
Реальный износ основных фондов наших сетей сейчас может составлять 75-80% и более. Согласно статистике, в Южных электрических сетях за последние 11 лет аварийность выросла более почти в три раза – с 338 в 2012 году до 878 в 2023 году. В 2019 году зафиксирован пик – 1017 аварийных отключений. Как раз за это время на предприятии особенно существенно снизилось число работников, в том числе ушли очень грамотные специалисты. Взаимосвязь, полагаю, очевидна.
Насколько мне известно, схожие с нашими проблемы испытывают фактически все государственные энергокомпании, работающие в крае: АО «ДГК», ППМЭС ПАО «Россети», филиал «Приморский» АО «Оборонэнерго», МУПВ «ВПЭС» (Владивостокские электрические сети) и другие. В том числе кадровые проблемы есть у подразделений АО «ДЭК».
Вопросы, с которыми столкнулась энергетика, очень сложные, и простого, дешевого решения у проблем не существует, но, как говорит руководство энергокомпаний, денег в тарифе просто нет. Следовательно, можно сделать вывод, что энергетика края существенным образом была недофинансирована долгие годы.
Финансов, выделяемых тарифным регулятором на деятельность сетей, катастрофически не хватает. Сложившиеся правила тарифорегулирования не позволяют сформировать фонд оплаты труда, необходимый для сдерживания прогрессирующего оттока персонала. Необходимо эти правила менять.
Тарифы и цены на продукцию электроэнергетики регулируются государственными органами, для предприятий нефтяной, газовой отрасли, сферы услуг, портовых предприятий цены в большей степени регулируются рынком. Мы видим, что в этих отраслях реализуется лозунг перехода к «экономике высоких заработных плат», озвученный президентом РФ.
Эта задача в настоящее время имеет приоритетный характер на рынке труда. И именно в этом вопросе энергетика очень сильно отстает от своих кадровых конкурентов.
В энергокомпаниях, присоединившихся к отраслевому тарифному соглашению, зарплата (должностные оклады) растут вместе с ростом индекса потребительских цен (ИПЦ) в стране. Согласно данным Росстата, в 2023 году ИПЦ в Приморском крае составил 9,43%, в то время как в России он за этот же год равнялся 7,42%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по РФ с марта 2024 года по сравнению с мартом 2023 года увеличилась на 21,6%. Тем самым рост зарплат наших работников порой не успевает как за инфляцией в крае, так и за ростом зарплат в стране.
Помимо всего сказанного выше наша компания постоянно несет существенные убытки из-за недофинансирования выполняемых работ по технологическому присоединению, то есть затраты не возмещаются в полном объеме тарифным регулятором. Это еще больше усугубляет и без того непростую финансовую ситуацию, увеличивая уже имеющуюся долговую нагрузку предприятия. Уход потребителей «последней мили» также негативно сказался на финансовой ситуации компании. Для обеспечения финансово-хозяйственной деятельности компании приходилось брать дорогостоящие кредиты по 18-19% и выше. И без того дорогое обслуживание данных кредитов сейчас еще больше возрастет после поднятия ключевой ставки Центральным банком. Как некий итог экономической деятельности компании, по данным публично раскрываемой информации, чистые убытки (по МСФО) АО «ДРСК» за 2023 год составили 717 млн рублей.
Насколько мне известно, руководство энергокомпаний постоянно получает ответ, что мы должны действовать в рамках средств, выделяемых тарифным регулятором. Но этих денег катастрофически не хватает. Как мы видим, складывающаяся ситуация с недофинансиваронием энергетики носит долговременный, системный и политический характер. Силами энергокомпаний преодолеть проблемы уже невозможно. Со слов руководства АО «ДРСК», наша компания только по Приморским электрическим сетям не обеспечена тарифными решениями на сумму 1,7 млрд рублей. Говорится о том, что тариф в Приморском филиале электрических сетей был плохо защищен начиная с далекого 2008 года и из-за «низкой базы».
В рамках реформы дальневосточной энергетики, начавшейся почти 20 лет назад и проводимой РАО «ЕЭС Востока», региональные энергокомпании («Дальэнерго», «Хабаровскэнерго», «Амурэнерго») были разделены и «переупакованы» в новые энергокомпании по видам деятельности: сбыт, генерация и сети. Возможно, реформа была ошибкой и нужно возвращаться к предыдущей структуре, которая была более эффективной? Но тогда нужно дать серьезную оценку реформам.
Кроме того, возможными решениями в текущих реалиях могло бы быть увеличение тарифа на электроэнергию для покрытия потребностей энергокомпаний, но эта мера наверняка будет плохо воспринята населением и бизнесом. Если планируется оставлять тариф низким, то необходим переход к субсидированию энергетики по примеру того, как это делается с компаниями железнодорожных и авиаперевозок. Либо вводить новое перекрестное субсидирование.
Помимо всего прочего нужны новые подходы и механизмы в тарифном регулировании отрасли, поскольку утвержденные тарифные решения явно недостаточны для осуществления надежного и эффективного функционирования энергокомпаний и, как следствие, надежного электроснабжения жителей и предприятий края.
По моему мнению, если в ближайшее время не принять серьезные меры по стабилизации ситуации в приморской энергетике, мы придем к тому, что аварийные отключения примут лавинообразный характер, особенно в непогоду и в зимние месяцы, и оставшийся персонал компании, уже не всегда обладающий нужными знаниями и опытом, больше не сможет их устранять собственными силами в рамках регламентированного времени. Это уже происходит точечно, но ситуация может стать массовой.
Свежие комментарии