В Приморье отбывают наказание или находятся под следствием не только мужчины, но и женщины. Представительницы слабого пола оказываются на зоне по глупости, по «наркотическим» или экономическим статьям, за случайное убийство сожителя, а нередко попадаются на коррупции. Председатель Общественной наблюдательной комиссии Приморского края, член общественного совета УМВД Приморского края Владимир Найдин рассказал корреспонденту PRIMPRESS об условиях содержания женщин в тюрьмах и следственном изоляторе.
– Согласно официальным данным, женщины в России в 10 раз реже мужчин нарушают законы. Как вы считаете, с чем это связано?
– Действительно, есть такая статистика. Именно в Приморье женщины в пять раз реже нарушают законы. Всего около шести тысяч человек находится в колониях Приморья. При этом около 900 женщин-«первоходок» отбывают наказание. Около 50%, как правило, совершают рецидив преступлений. Соответственно, они попадают в другие регионы России, где содержатся именно женщины, которые неоднократно привлекались к суду. На мой взгляд, у женщин развит инстинкт самосохранения, они более вдумчивые, мужчины более рисковые. Именно поэтому женщин в тюрьме меньше, чем мужчин.
– Как женщины попадают в СИЗО и следственный изолятор?
– Каждый день работает дежурный судья. Если есть факт преступления, то женщин могут сразу отправить в изолятор временного содержания, где они сдают отпечатки пальцев и попадают в камеру с трехразовым питанием – до двух суток, пока не будет принято решение по преступлению. Если есть улики, то по решению суда женщин могут сразу поместить в СИЗО. Из практики: в СИЗО обычно помещают на два месяца, если за этот срок не была доказана виновность, то продлевают срок. С подследственными психологи проводят беседы, также женщины проходят первоначальную диагностику.
Если женщина больна, могут назначить по решению суда домашний арест.В СИЗО женщин обеспечивают постельными принадлежностями, посудой, если нет возможности взять эти предметы из дома. В камере по закону предусмотрено четыре «квадрата» на человека. Проводятся ежедневные обходы, в ходе которых подследственных спрашивают о состоянии. В СИЗО № 1 Владивостока в женских камерах есть холодильники, телевизоры, инвентарь для уборки. Мы, как члены Общественной наблюдательной комиссии, передаем им гуманитарную помощь – настольные игры, мозаики. На территории СИЗО есть магазин, где можно купить консервы, мандарины, мясные изделия и многое другое. Цены на продукты, конечно, немного выше, чем на воле.
– Отличаются ли условия содержания женщин в СИЗО?
– Да, женщины и дети находятся в новом отдельном корпусе в отличие от мужчин, если мы говорим о СИЗО № 1. В новом корпусе условия содержания намного лучше – есть горячая вода, телевизоры и холодильники. В мужских камерах условия более суровые: нет горячей воды, не во всех камерах есть телевизоры и холодильники. Мы понимаем, что женщины нуждаются в особом внимании. Естественно, у них почти все камеры в идеальном состоянии. Мы периодически приходим для проверки женских камер, иногда даже с сотрудниками приморской прокуратуры. Регулярно передаем гуманитарную помощь в виде чистящих и антибактериальных средств. Летом – вентиляторы, зимой – обогреватели.
Два раза в неделю подследственные ходят в баню и принимают душ. Ежедневно выходят на прогулки. Но мы получали жалобы, что нет узкопрофильных врачей. Молодежь работать в ГУФСИН не хочет, здесь не действует программа «Земский врач». Врачи получают низкую зарплату – около 30 тысяч рублей, которая не привлекает специалистов.
Если мы видим, что женщина болеет, то просим в медсанчасти, чтобы ее осмотрели и назначили лечение. Ведь у нее есть шанс начать новую жизнь на воле, завести семью и родить здоровых детей.
– Расскажите о самом необычном случае, когда женщина попала в тюрьму или следственный изолятор?
– Лет 10 назад дочь знакомой женщины взяла вину за убийство собственного мужа. Ее мать говорила, что им дали деньги, чтобы она взяла на себя вину. Думали, так как у нее малолетние дети, ее не посадят. В результате ей дали восемь лет общего режима, правда, она вышла по УДО (условно-досрочное освобождение) через шесть лет. Под следствие и в тюрьму также попадали женщины, которые переводили деньги запрещенным террористическим организациям, писали фейки в соцсетях, также часто попадают чиновницы высокого ранга за экономические преступления.
– Как часто женщины попадают не в следственный изолятор, а в психиатрические больницы?
– Такие случаи тоже бывают. Женщин после серьезных преступлений отправляют в экспертное отделение и проверяют, в каком состоянии они находились, когда совершали опасное деяние. Обычно они содержатся в отделении психиатрической больницы около месяца. С женщинами беседуют и принимают решение по проведенному обследованию. Таких случаев мало, но есть – некоторых отправляли не отбывать наказание, а лечиться в село Заречное. Если комиссия замечает, что лечение дает положительный эффект, то их отпускают на волю, если нет, то продолжают следить за больной.
– Попадают ли в СИЗО беременные женщины? Какое к ним отношение?
– Да, попадают. Проблема заключается в том, что беременная женщина должна постоянно наблюдаться у врачей. В СИЗО врачей не хватает, рожают такие женщины в перинатальном центре. В СИЗО есть специальные камеры для женщин с детьми. Детское питание ГУФСИН закупает, а вот с памперсами большая проблема. Хотел бы обратиться к неравнодушным гражданам с просьбой помочь в этом вопросе.
– Запрещена ли косметика, парфюм? Как женщины в тюрьмах ухаживают за собой?
– Им могут передать косметику, краску для волос. Любая даже в камере хочет чувствовать себя женщиной. Минимальная часть средств по уходу за собой есть как в следственном изоляторе, так и в тюрьме.
Раньше в одной из колоний в строгих условиях содержания и в штрафных изоляторах не было горячей воды. Благодаря членам ОНК и новому руководству колонии сейчас есть и чайники, и горячая вода.
– Говорят, в исправительных колониях проводят даже конкурсы красоты?!
– Да, женщины своими руками шьют себе платья, выходят на дефиле, устраивают соревнования по пению, рисованию. В колониях есть библиотеки, предусмотрено определенное количество посылок и свиданий. Женщины в тюрьме могут рассчитывать и на длительное свидание. Это значит, что женщина может с мужем провести до трех дней в тюрьме, в специально оборудованной комнате с кухней, спальней и телевизором. Бывают случаи, когда заключенные знакомятся по переписке, и тогда проходит регистрация брака. Новобрачным дают длительное свидание.
– Могут ли женщины работать в колонии?
– В колониях работает достаточно много людей, шьют одежду по заказам, но из зарплаты высчитывают налоги, стоимость проживания и питания в колонии, оплату исков. Многие женщины получают на руки до пяти тысяч рублей. Однако с приходом нового руководства ГУФСИН по Приморскому краю мы ожидаем перемены: врачей станет больше, а положение женщин в колониях улучшится.
Свежие комментарии