Начало 2025 года ознаменовалось чередой школьных скандалов. Один из самых обсуждаемых — случай в школе Тавричанки, где учителя обвиняют в связывании рук первокласснику. Почему ситуация только ухудшается? Об этом корреспонденту делового еженедельника «Конкурент» рассказал уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова.
Детский омбудсмен оценивает ситуацию как критическую. Обращения о школьных конфликтах поступают ежедневно. Это столкновения интересов родителей и учителей, учителей и школьников и так далее. Ольга Романова уверена, что корень проблемы — взрослые, которые не могут договориться.
«Взрослые должны четко понимать: за воспитание ребенка отвечают две стороны — семья и образовательная организация, которую посещает ребенок. Эта ответственность прописана в двух федеральных законах — Семейном кодексе РФ и в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В семье родители закладывают в ребенке границы, формируют его принципы, навыки, ценности, а в школе — учителя, педагоги. На учителях и воспитателях детских садов лежит ответственность за воспитание ребенка в коллективе. И когда у ребенка возникают проблемы в отношениях с коллективом, значит, и семья, и школа недостаточно хорошо справились со своими обязанностями», — отметила Ольга Романова.
Несмотря на то, что образование — это единый процесс воспитания и обучения, сейчас в системе происходит сбой. Школы считают, что коррекция поведения ребенка, коррекция его воспитания — это проблема исключительно родителей. На самом же деле, если ребенок приходит невоспитанным, обязанность образовательной организации его воспитать, причем вместе с родителем. В сотрудничестве и партнерстве с ним.
«Сбой в системе образования в том, что и ответственность не принимают, и с родителями сотрудничать не готовы. Готовы только спрашивать и требовать», — считает Ольга Романова.
Дети в этой ситуации становятся не только заложниками, но и плательщиками по счетам взрослых. Парадоксально, что все это происходит при наличии в школах инструментов коррекции любой проблемной ситуации с обучающимися. Образовательные организации ими просто не пользуются.
«Таких инструментов как минимум четыре: внутришкольный контроль, внутришкольный учет, психолого-педагогический консилиум и индивидуальная профилактическая работа в соответствии с планом, обсужденным и принятым совместно с родителями. Есть и еще один — комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Им тоже не пользуются. Гораздо привычнее и удобнее столкнуть всех родителей между собой и выдавить неудобного ученика в другую школу или на семейную форму обучения», — подчеркнула Ольга Романова.
По словам Ольги Романовой, основная проблема ухудшения ситуации с конфликтами в образовательной среде — чрезмерная нагрузка на учителей. Педагог — это помогающая профессия, симптомом которой часто является выгорание.
«Учителя постоянно отдают себе детям. Поэтому нужно помогать им восстанавливаться. Я считаю, что у каждого директора школы должна стоять личная задача — восполнять эмоциональный провал у своих педагогов», — говорит уполномоченный по правам ребенка.
Кроме того, на решение конфликтов нужно время — отключиться от всего остального, чтобы понять, как с ребенком поговорить. К сожалению, у педагогов этой возможности нет. Они заняты отчетами, электронными дневниками, подготовкой к урокам и очень многим другим. Поэтому мы имеем то, что мы имеем.
В конфликтах между детьми тоже часто виноваты взрослые — недостаток родительского внимания и заботы, игнорирование, унижение, обесценивание. Родители должны научиться понимать своего ребенка и всю ответственность за него.
«К сожалению, у нас действительно существует проблема в головах взрослых. Это какая-то инфантильная позиция: «Это не мы виноваты, это дети некачественные». Взрослые за свои недоработки и безответственность пытаются спрашивать с детей, делают их виноватыми», — сокрушается детский омбудсмен.
Неурегулированные конфликты таят в себе огромную опасность. Они лежат в основе любого скулшутинга и других школьных ЧП. Как же быть? Ответ прост — начать с себя.
«Не стоит искать виноватых. Нужно понять, как каждый может повлиять на ситуацию. И это, в первую очередь, вопрос ко взрослым и в семье, и в школе. Взрослым нужно совершить три главных действия: узнать законы, выяснить, правильно ли они действуют, и пополнить копилку собственных инструментов воспитания проверенными и актуальными. И да, воспитание детей — это ежедневная работа взрослых», — резюмировала Ольга Романова.
Свежие комментарии