На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

PRIMPRESS.RU

354 подписчика

Свежие комментарии

  • Vasiliy Belokurov
    Реклама "глазных капель"?????«Если найдут это ...
  • ZETVEL ZETVEL
    Кто позволит гайцам по карманам лазать?«Если найдут это ...
  • Фаина Юсупова
    Этот автор врет постоянно,достало.Не верьте чуши.За отопление и во...

Владивостокские художники-керамисты: «Здесь творит душа»

В последние годы в обществе заметно растет интерес к методам, позволяющим лучше понять себя, окружающих и мир в целом. В беседе с создателем арт-студии «Soul» Олесей Волошиной и преподавателями Татьяной Алексеевой, Лилией Дюжевой корреспондент PRIMPRESS обсудил, как справляться с современным ритмом жизни и внутренними запретами с помощью творчества.

– Расскажите, какой путь проходит изделие от бесформенного куска глины до кувшина, тарелки или фигурки.

Лилия: Если говорить о нашей мастерской, то глина к нам приходит уже в готовом виде, в брикетах. Однако она бывает немного твердоватой и для того, чтобы сделать ее помягче, мы нарезаем её на пласты и прокладываем влажными тряпками. Затем идет очень важный процесс – глину необходимо тщательно отмять, чтобы из нее вышел воздух. Если в материале остается воздух, он может привести к разрыву изделия во время обжига.

– Разрыв? А трещины из-за чего могут появляться?

Лилия: Ну, например, трещины могут возникать из-за нарушения технологии. Также существует такое понятие, как «память материала»: глина запоминает то, что с ней происходит. Если, например, во время работы образовалась трещинка, и её просто замазали сверху, то после обжига она всё равно проявится. Чтобы избежать этого, нужно тщательно обработать дефект: процарапать её, нанести шликер (жидкая глина) и заклеить.

– Хорошо, глину отмяли, что дальше?

Лилия: Дальше всё зависит от запроса клиента. Мы выбираем технику: можно использовать гончарный круг или ручную лепку. В ручной лепке есть несколько базовых техник: из пласта, из кома и жгутовая. Например, техника из пласта – это, когда глину раскатывают скалкой, и далее из неё уже формируют тарелки или другие изделия.

– У нас есть сырое изделие, например, тарелка. Что с ней происходит дальше?

Лилия: Сырое изделие отправляется на просушку. Очень важно, чтобы во время сушки не было сквозняков и перепадов температуры. От грамотной сушки зависит треснет изделие или нет. Дальше уже можно приступать к окраске. Но еще есть краска для сырой глины, её часто используют дети для своих работ. Но главный этап – это обжиг. На самом деле, печь – это сердце студии. Без неё студия существовать не может, ведь именно обжиг превращает глину в настоящую керамику.

– В вашей мастерской можно провести свидание, то есть парное занятие, сталкивались ли вы с таким желанием: «Хотим, как в фильме «Привидение» с Патриком Суэйзи?»

Олеся: Честно говоря, 80% парных занятий – именно такие! Хотя изначально мы даже не предполагали, что эти занятия станут настолько популярными в нашей студии. Но, согласитесь, это ведь действительно так романтично и красиво. В процессе совместной работы, у пары, как бы так сказать… возникает особенное чувство единения. Это не просто творчество – это способ почувствовать себя ближе друг к другу через создание чего-то уникального.

– А влияет ли творчество на внутреннее состояние человека?

Олеся: На самом деле работа за гончарным кругом – это что-то вроде трансового состояния. Например, у нас был опыт работы с детьми с СДВГ, которые не могут долго усидеть на месте. А за кругом происходило настоящее чудо – они просто «зависали». Мы давали им помять глину, порисовать шликером (жидкой глиной). Лёгкий звук вращения круга и сам процесс настолько затягивал их, что дети успокаивались. Нам и сейчас родители часто рассказывают, что после наших занятий дети хорошо спят. Это происходит потому, что работа за кругом направлена не на результат, а на сам процесс, что само по себе расслабляет и успокаивает.

Татьяна: Не соглашусь, это работает далеко не со всеми. У некоторых детей, особенно у перфекционистов, случается истерика, если у них что-то не получается. Это может быть как из-за лепки, так и из-за окрашивания. Если результат не соответствует их ожиданиям – сразу слёзы и разочарование. Таким детям и взрослым важно заранее напоминать, что творчество – это не всегда про результат.

– Бьют посуду в таких случаях?

Татьяна: Нет, чаще просто плачут и расстраиваются. Важно готовить людей, особенно детей, к тому, что не всё может получиться с первого раза. Иногда, когда что-то не выходит, чрезмерные требования к себе приводят к комплексам. Поэтому психологическая подготовка – это важная часть работы с гостями.

Олеся: Гончарный круг действительно проявляет многое в человеке. Это своеобразное зеркало психологического состояния. Те люди, которые привыкли «прогибать пространство», подчинять себе, всё делать быстро, будут пытаться поднять изделие за один раз. Но это невозможно. Фишка в том, что работа требует методичности и терпения. С другой стороны, неуверенные в себе люди могут бесконечно гладить глину, но не придавать ей нужную форму, потому что боятся нажать сильнее. А есть люди эмпатичные, которые очень чувствуют глину, понимают, «как» нажать. Это ведь, по сути, проявление их способности чувствовать другого человека, как самого себя.

Приведу еще один пример. Мы с коллегой вели занятия для дошкольников, где дети лепили динозавриков из глины. Один мальчик в процессе придумал ему имя, возраст, который совпадал с его собственным, а потом взял инструмент и начал колоть фигурку, показывая, где у его динозавра синяк, ссадина. Я сидела поражённая, никак ему не мешала – это был его процесс. Этот мальчик ходил на каратэ, где часто получал травмы, это была часть его реальной жизни. А когда вернулась мама и попыталась поправить фигурку, исправить, сделать аккуратной, он категорически отказался: «Не трогай, так должно быть!». Ребенок себя «протерапевтировал».

– Он так выражал свои переживания?

Олеся: Разумеется. Это был перенос его эмоций и ощущений на рабочий материал. Таких случаев довольно много. Люди, особенно дети, через творчество проецируют свое внутреннее состояние. Именно поэтому девиз нашей мастерской – «Здесь творит душа». Творчество становится диагностическим процессом. Это видно даже по выбору цветов или материалов, которые человек использует.

– А если говорить про нашу быстроменяющуюся и рациональную реальность, какую роль творчество играет в ней?

Олеся: Творчество – это, по сути, арт-терапия. Оно может служить как индикатором состояния человека, так и способом расслабления. В современном мире, где многие находятся в состоянии постоянного напряжения, умственная нагрузка часто становится чрезмерной. Люди постоянно перегружены мыслями, анализом, решением задач. А что делает творчество? Оно предлагает переключиться: человек начинает работать руками, что для него совершенно непривычно. В этот момент голова буквально «выключается» – ведь ты занят тем, чем раньше никогда не занимался. Это настолько захватывает, что человек погружается в «здесь и сейчас», полностью отвлекаясь от своих повседневных забот.

Бывали случаи, когда люди приходили на занятия со словами: «Ого, целых два часа, как долго!», а потом удивлялись: «Как, уже всё? Время прошло?». Они не замечают, как летит время, потому что полностью увлечены процессом. У нас была семья – мама с дочкой. Они ходили регулярно, но однажды мама не смогла, и вместо неё пришёл папа. Он позанимался один раз, а потом дома сказал жене: «Ты знаешь, давай я буду ходить вместо тебя». Для него это было особенно ценно – он начальник, у него всегда много дел, напряжённая работа. А тут он расслабился. После этого он приходил ещё несколько раз, а потом «подключилась» вся семья – трое детей с родителями стали заниматься вместе.

Татьяна: Кстати, да. Когда мама сопровождает на занятия ребёнка — это совершено обычная ситуация. А тут приходит папа и говорит: «Ну что я, большой дядька, буду лепить какие-то штучки?». Но дети от трёх до шести лет обязательно занимаются с родителями. И когда папа начинает помогать ребёнку, его самого настолько увлекает процесс, что уже ребёнок возмущается: «Папа, да я уже понял, что делать!». А папа в это время с удовольствием продолжает лепить, потому что наконец-то сам себе разрешил это. Если бы он пришёл один, то, никогда бы и не попробовал, а тут он вроде как помогает ребёнку.

– Получается, творчество действительно помогает справляться с современным ритмом жизни?

Олеся: Да, безусловно. Это терапевтический процесс, который помогает переключить внимание, снять напряжение и вернуться к себе. Особенно ценно, что это не требует каких-то особых навыков – просто возможность попробовать что-то новое и позволить себе находиться в моменте.

– Складывается впечатление, что люди не позволяют себе заниматься творчеством.

Олеся: Да, это отчасти так. Многие считают такие занятия чем-то несерьёзным, подходящим только ребенку. У нас ведь часто детей воспитывают через творчество: лепка, рисование, аппликации – и это необходимо для развития ребенка. Но взрослые воспринимают творчество как нечто несерьёзное и детское. А стоит им попробовать, погрузиться в процесс, они начинают видеть, что творчество способно приносить огромное удовольствие, отвлекать от жизненных проблем и давать возможность выразить себя. Это меняет их отношение.

Татьяна: Для детей творчество – это вообще ключевой процесс, и не только в плане развития. Через творчество они знакомятся с собой, прорабатывают какие-то внутренние моменты, даже травмы. Например, если ребёнок не может как-то заявить о себе в школе или в общении с другими, он может компенсировать это, создавая что-то классное. Он растёт в этом, становится увереннее. Эти моменты невероятно важны для развития личности, будь то ребёнок или взрослый.

– Расскажите про ваши социальные программы.

Олеся: Мы сотрудничаем с компанией «Гурман М», которая предоставляет финансирование для проведения бесплатных занятий. Благодаря их поддержке мы организовывали мастер-классы для людей старше 55 лет, детей с особенностями развития и детей из многодетных семей. Компания полностью покрывала затраты на эти занятия. Сейчас, к сожалению, этот проект приостановлен, так как выделенный бюджет закончился. Но, надеемся, что в будущем сможем возобновить эти программы.

– Вы продолжаете проводить занятия для этих категорий?

Олеся: Да, но уже на других условиях. Например, разовое занятие обычно стоит 1500 рублей, но для льготных категорий, таких как многодетные семьи и дети с особенностями развития, цена снижена до 1000 рублей.

Что касается людей старше 55 лет, они продолжают заниматься бесплатно. У нас с ними действует своего рода бартер: мы обучаем их различным техникам, они создают изделия для студии, помогают нам. После нескольких занятий они могут сделать что-то для себя: подарки для родных или предметы для дома. Мы обжигаем работы бесплатно и возвращаем им. Это взаимовыгодный формат, который позволяет им как развиваться творчески, так и приносить пользу.

– Как вы организовываете творческие занятия для детей с особенностями развития?

Олеся: Такие занятия требуют особого подхода. Обычно дети с особенностями развития приходят с родителями, потому что именно родители лучше всех знают их характер и их реакции. Поведение может быть непредсказуемым, и мы, как педагоги, не всегда можем это предугадать, а родители хорошо понимают, как их ребёнок реагирует на те или иные ситуации.

Когда мы организовывали занятия по грантовым программам, мы обязательно просили заполнить анкету. В ней родители указывали, как ребёнок ведёт себя в разных состояниях: спокойствия, агрессии, или как он реагирует на звуки, свет, тактильный контакт. Так мы выстраиваем стратегию взаимодействия с каждым ребёнком. После этого мы шаг за шагом проектируем процесс обучения. Всё начинается с простого знакомства и постепенного внедрения новых навыков. Методичность в таких занятиях очень важна, чтобы ребёнок мог освоить материал в комфортном для него темпе.

– В чем, по-вашему, заключается социальная миссия творчества?

Олеся: Творчество помогает людям разных возрастов и категорий общаться, учиться друг у друга и видеть, что это занятие не ограничено рамками «детского увлечения». Например, когда мама приводит ребёнка на занятия, она может подумать: «Ну, это для детей». Но стоит ей увидеть, как другие взрослые, подростки, а иногда и целые семьи занимаются творчеством вместе, она думает: «Почему бы и мне не попробовать?»

Особенно важна такая социальная интеграция для пожилых людей, которые, надо признаться, сталкиваются с одиночеством. Творчество помогает им почувствовать себя нужными. Пожилые люди начинают создавать что-то своими руками, не только для себя, но и для друзей или семьи.

Также творчество помогает восстанавливать какие-то утраченные навыки. Бывает, что пожилому человеку трудно сделать что-то, что ребёнок делает с лёгкостью. Это связано с угнетением когнитивных функций с возрастом. Мы постепенно вводим какие-то навыки и даём время освоиться. В результате у них начинают формироваться новые нейронные связи. Но разговор же здесь не только о том, что творчество помогает приобрести какие-то дополнительные умения, оно возвращает людям уверенность в себе, возвращает чувство «нужности». Это действительно мощный инструмент социальной интеграции.

Татьяна: Пожилые люди приходят к нам на занятия по понедельникам и пятницам в 11 часов. Это их время, их компания. Когда-то мы предлагали изменить расписание, хотели сделать его более удобным, но тогда получалось, что и группы бы расформировались. На это предложение мы получили категорический отказ. Для многих возрастных людей, занимающихся у нас, это не просто творческий «кружок», а важная часть жизни. Среди пожилых, как уже говорили, нередко встречаются одинокие, и, приходя к нам, они обретают друзей. Они начинают созваниваться, находят общие интересы, иногда даже ходят вместе куда-то вне занятий. Люди чувствуют себя частью команды и понимают, что больше не одиноки. Здесь они могут пообщаться, обсудить здоровье, поддержать друг друга или просто весело провести время.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх