
«Зумеры» едят лапшу быстрого приготовления и чипсы. Взрослые готовят супы и второе каждый день. Одни едят по пути на работу, другие – спокойно за кухонным столом. Мы живём в разных мирах. Как мы дошли до такого?
Я — студентка университета у моря и начинающий журналист. Работаю на полставки в одном из информационных агентств города… Точнее, создаю видимость работы.
Типичный мой день выглядит так: просыпаю пять будильников с 7:00 до 7:30, на сборы остаётся полчаса, хватаю шоколадный батончик вместо завтрака, дремлю на парах, убегаю на работу, в обед забегаю в супермаркет за готовым блюдом, ем купленное прямо за рабочим компьютером, а вечером «праздную» окончание рабочего дня пакетом чипсов и лапшой быстрого приготовления.В какой-то момент я посмотрела со стороны на свою жизнь и задала самой себе вопрос: «неужели, это я такая, или весь мир такой?». Я решила разобраться в этом. В моей голове возник план целого расследования. Впрочем, посмотрим, как всё получится. Чтобы у меня появился внешний стимул работать, я предложила своему главному редактору материал о предпочтениях молодых людей в вопросе еды и готовки. Он удивился такой инициативности с моей стороны и, пусть и со скепсисом, но одобрил.
Я тут же взялась за работу. Несколько недель я жила этим материалом. Начала с самого простого — спросила друзей, коллег и сокурсников: как у вас дела с готовкой? Что вы вообще едите? Ответы ребят разделились на два «лагеря». Еесть те, кто готовит несколько дней в неделю или почти регулярно:
«Раза 4 в неделю» (Виктория, 21 год)
«Каждые 2-3 дня» (Ольга, 21 год)
«Раз в день-два примерно» (Дмитрий, 21 год)
И есть те, кто почти не готовит или готовит редко:
«Очень, очень редко!» (Ульяна, 21 год)
«Очень редко, раз в две недели» (Амир, 21 год)
«Нечасто» (Иван, 21 год)
Далее я спросила, что именно они готовят.
И тут начался парад «мяса с гарниром»:«Мясо в разных агрегатных состояниях и гарнир» (Ольга, 21 год)
«Чаще всего раменчики (лапша быстрого приготовления) или рис с курицей и грибами» (Ульяна, 21 год)
«В основном, крупы (гречка, пшенка, пшено) и макарошки, иногда просто несложные блюда» (Полина, 19 лет)
«Рис с курицей, обжаренной с овощами» (Артём, 20 лет)
«Обычно я готовлю рис с курицей в мультиварке или просто яичницу» (Амир, 21 год)
Картина вырисовывалась чёткая: мы готовим быстро, просто и сытно. Никаких супов, никакой выпечки, никаких экспериментов.
Чтобы понять контраст, я решила поговорить со взрослыми. Начала с Маргариты, матери двоих детей и бухгалтера со стажем. Она объяснила суть готовки с прагматичной стороны:
«Это всё идёт из детства. Это наш менталитет. Нас учили постоянно готовить, потому что так выйдет и дешевле, и больше. Это экономно и практично. Я готовлю, чтобы было вкусно, питательно и качественно — чтобы накормить семью, чтобы все были сыты и здоровы».
Маргарита готовит каждый день.
Наталья, школьный учитель и тоже мать двоих детей, поделилась своими причинами готовки:
«С одной стороны, необходимость. С другой стороны, это способ отвлечься. Бывает, когда тяжело или хочешь как-то уединиться, начинаешь что-то печь, что-то такое своеобразное, необычное готовить. И ждёшь, конечно, иногда честной реакции от близких людей, вкусно — невкусно, что получилось, а что не получилось».
Также Наталья добавила: «У меня нет альтернативы».
Моя первая мысль: для них готовка — это не выбор, это образ жизни. «Первое» в виде супов, «второе» в виде горячего, «третье» в виде салатов или выпечки. Наталья готовит «в советском духе». Маргарита — «те же супы сразу на несколько дней вперёд и «второе» ежедневно».
А что мы едим, когда не готовим?
Среди опрошенных сверстников частые ответы — бутерброды, готовая еда или фастфуд:
«Шоколадки, чипсы, едой из кафешек» (Дмитрий, 21 год)
«Заказываю готовую еду, либо фастфуд» (Амир, 21 год)
«Полуфабрикаты» (Иван, 21 год)
«Если не готовим, то питаемся в столовой» (Артём, 20 лет)
«Покупная еда, типа онигири, или питаюсь в кафешках» (Полина, 19 лет)
«Комплексными обедами, фастфуд» (Ульяна, 21 год)
«То, что осталось, перекусы в виде бутеров» (Ольга, 21 год)
«Острой лапшой, сэндвичами» (Виктория, 21 год)
А что взрослые?
Наталья призналась: «Бывает, ходим куда-нибудь. Чаще всего, это корейская или японская кухня».
Маргарита ответила: «Питаемся полуфабрикатами - пельменями или варениками, если не готовлю, что крайне редко».
Разница очевидна. Мы заказываем, покупаем готовое, хватаем что попало. Они идут в ресторан семьёй или варят пельмени. Но почему?
Я задала самый важный вопрос: если вы не готовите, почему?
«Потому что времени и сил нет: учеба и работа и потом хочется отбросить коньки» (Ольга, 21 год)
«Не успеваю: я приезжаю домой поздно и уезжаю рано» (Ульяна, 21 год)
«Не умею и не хочу. Это выше моих сил. Легче купить готовое» (Александр, 21 год)
«Долго и неудобно» (Иван, 21 год)
«Лень и скучно» (Амир, 21 год)
«Нет времени, родители готовят» (Илья, 21 год)
«Не готовим, чаще всего, из-за нехватки времени» (Артём, 20 лет)
Взрослые долго думали, что ответить на мой вопрос. Они даже представить не могли ситуацию, что они не готовят.
Наталья: «Не могу не готовить. Нет выбора. Если я не готовлю, наверное, это только потому, что либо я очень сильно болею, либо я где-то с утра до ночи, что редко».
Маргарита: «Могу не готовить только по болезни, когда нет времени, или когда холодильник уже забит приготовленной едой».
Время. Лень. Усталость. Отсутствие желания. Вот наши причины. У них — только форс-мажоры.
Последний вопрос был о будущем: увеличится или уменьшится частота вашей готовки?
Здесь мнения разделились. Есть те, кто считает, что их частота готовки увеличится по, преимущественно, семейным или рабочим причинам:
«Думаю, что увеличится после рождения детей, потому что им нужно есть» (Виктория, 21 год)
«Да, потому что я хочу 12 детей, и на них нужно готовить больше» (Ольга, 21 год)
«Как график поставят, так и частота готовки поменяется» (Ульяна, 21 год)
«Если было бы много денег и свободного времени, то я бы занялся готовкой» (Никита, 21 год)
«Увеличится, я планирую в своей будущей хате купить духовку и готовить кучу всего вкусного в ней» (Полина, 19 лет)
«Увеличится, потому что придётся готовить самому» (Илья, 21 год)
«Думаю, что немного увеличится, так как нужно разнообразить рацион» (Артём, 20 лет)
И есть те, кто считает, или даже надеется, что частота готовки уменьшится:
«Надеюсь, что нет: проще купить уже готовую еду» (Амир, 21 год)
«Я надеюсь, уменьшится. Готовые бутерброды я бы ел с радостью» (Александр, 21 год)
Для представителей старшего поколения это был наиболее сложный вопрос, так как определить, будут ли они готовить чаще или реже в будущем, проблематично. Можно сказать точно, что в ближайшее время частота готовки останется на том же уровне, что и сейчас.
«Всё равно готовлю. Пока ничего не уменьшается» (Наталья)
«Не увеличится или не уменьшится» (Маргарита)
На этом мой опросник подошёл к концу. Я собрала достаточно материала, чтобы и продемонстрировать ответы ребят, и сравнить их с ответами взрослых. И мне всё равно хочется убедиться, что у такого контраста имеется какая-то подсознательная причина. Кто же может меня навести на ответ?... Точно! Я придумала!
Я записалась на сеанс к своему психологу. Да, у меня есть психолог, к которому я хожу каждую пятницу, жалуясь, что мне не повышают зарплату и не сокращают время работы, и что в кофейне уже вторую неделю не делают лавандовый раф с миндальным сиропом. Ксения Герасимова, клинический психолог, согласилась помочь мне разобраться в ментальной стороне вопроса:
«Раньше приготовление еды означало какой-либо ритуал: люди собирались за большим столом и, например, лепили пельмени. Это их сближало, давало теплоту. То есть, еда раньше несла многофункциональное значение. С помощью еды выражали любовь, симпатию, заботу и близость. Сейчас еды достаточно много вокруг нас. Это и готовые блюда, и фастфуд. И она уже не несёт такой характер, как ранее. Сейчас, с учётом того, что у людей увеличилось количество работы, проще купить уже готовую еду, нежели готовить самому».
Я спросила: может ли это измениться?
«Может ли измениться? [Частота готовки] Да, может. Но может и не измениться. Тут, конечно, нужно учитывать индивидуальные факторы. Правда, когда мы становимся взрослыми, со взрослой работой, трудоустройством, образуется постоянный тайм-менеджмент, то есть, например, с девяти до шести мы работаем, и нам легче распланировать свои завтраки, обеды и ужины. Но для каждого человека еда несёт свою ценность».
Я поблагодарила психолога, не забыв за оставшееся время поплакаться ей, что старшее поколение не ценит зумеров, и побежала домой доделывать материал.
Я потратила несколько недель на это исследование. Поговорила с друзьями, коллегами, сокурсниками. Взяла комментарии у взрослых, чтобы сопоставить ответы. Сходила к психологу, чтобы понять ментальную сторону. Теперь у меня есть развёрнутый ответ. Мы, молодёжь, готовим реже, проще и с меньшим энтузиазмом, чем наши родители. Причины, как мы их себе видим: нехватка времени, усталость, отсутствие желания. Мы выросли в мире, где готовая еда доступна на каждом углу, где фастфуд — это не исключение, а норма, где время ценится больше, чем совместные ритуалы за столом.
Разная ценность еды в глазах старшего поколения и молодёжи является частью общей тенденции на разницу во взглядах и жизненных принципах у ребят и взрослых. То есть, это понятное и закономерное явление. Возможно, следующее поколение и вовсе перестанет готовить еду в виду технического прогресса, более ускоренной жизни и новых ценностей. А может, если увеличится количество свободного времени и запрос на более качественную еду, и нынешние зумеры, и их потомки возродят традицию регулярной готовки. Самое главное, я сделала для себя выводы и теперь спокойна, что «не одна я в лодке».
Снова не выспавшись, отсидев скучные пары, я молниеносно направляюсь в редакцию, ногой выбиваю дверь и кладу на стол главного редактора свой готовый материал. Редактор лишь опрокидывает меня взглядом и внимательно читает текст. Редактор закончил чтение со словами: «Ладно, в целом, пойдёт».
Мне просто не передать все те чувства, что кипели внутри меня в тот момент (возможно, потому что я таких слов просто не знаю). Я уже была готова, на радостях, убежать домой, как, внезапно, меня остановил редактор со словами: «Вообще-то, рабочий день ещё не закончен». Вы бы видели, с какой скоростью у меня тогда исчезли жизнерадостность и мотивация созидать. Но делать нечего, и я снова должна создавать видимость работы до 18:00.
Вечером, уже после работы, я решила отложить на время любимое занятие — залипание в соцсетях — чтобы посвятить его готовке. Получив дозу дофамина от факта, что я своими руками-крюками могу не только листать ленту, но и готовить нормальную еду, сразу же этим поделилась со своей мамой, которая была чрезмерно рада моим внутренним изменениям. Одно только её теперь беспокоит — мой нарушенный режим сна… Впрочем, это уже совсем другая история.
Владислав Цой
Свежие комментарии